Вот это оборот!
По данным статистики, на сегодняшний день классическая обработка почвы преобладает на территории России. Другими словами, плуги остаются самым востребованным орудием для обработки почвы в регионах с достаточной влажностью (Краснодарский край, Центральное Черноземье, Северо-Западный федеральный округ, Приморье, часть Сибири и др.).
Kverneland Group – один из крупнейших производителей плугов в мире, выпускает порядка 5,5 тысяч агрегатов в год. И специально для работы в российских условиях, с учетом особенностей обработки земли в нашей стране (засорённость, неравномерность, конструкция энергосредств и другие) компания Kverneland разработала серию прочных полунавесных оборотных плугов PN/RN с центральным колесом и пошаговой регулировкой ширины захвата.
Как показали себя эти орудия через несколько лет эксплуатации в российских условиях? Оправдались ли надежды сельхозпроизводителей на качество данных плугов?
«Выносливости им не занимать! – делится главный инженер ООО «Пчелка» (Белгородская область) Андрей Белозеров. – Плуги работают в хозяйстве третий год, и запчасти практически не меняли (были мелкие расходы), износостойкость отличная, лемеха до сих пор целые».
В данном хозяйстве работают два полунавесных восьмикорпусных оборотных плуга Kverneland RN 100, которые каждый год обрабатывают около 1 000 га после кукурузы под пропашные культуры на глубину около 30 см.
«Расходники», типа срезных болтов, конечно, приходилось докупать, – рассказывает главный инженер агрохолдинга «Энергомера» (Ставропольский край) Алексей Сурков. – Однако, в сравнении с конкурентами срезные болты на плугах Kverneland RN с заявленным усилием на разрыв в 4,5 тонны выходили из строя гораздо реже, чем болты с усилием 5 тонн на плугах конкурентов».
Как объясняет Алексей Сурков, данными плугами (6 восьмикорпусных плугов RN on-land + 6 телег) в ООО СХП «Победа» (Красногвардейский район, Ставрополье) два года работают после яровых зерновых под пропашные на весну по суглинку.
«Работали круглосуточно сразу после комбайна, пока еще есть остаточная влага в почве, чтобы успеть «закрыть» её (обернуть пласт), не доводя почву до «железного» состояния (высыхания), – продолжает Алексей Сурков. – И в совокупности шестью восьмикорпусными плугами Kverneland и тремя 12-корпусными конкурентными орудиями мы успели закрыть влагу за 12 дней, на площади 12 000га. То есть «делали» 1 000 га/сутки со средней скоростью 8-10км/ч».
Кстати, по наблюдениям Алексея Суркова, на тракторах, оснащенных системой gps-навигации производительность вспашки была на 10% выше, усталость механизатора ниже, а прямолинейность всходов, в конечном итоге лучше. При этом по расчетам Алексея Суркова, производительность восьмикорпусных плугов RN (в среднем 75 га за 19 часов работы ) оказалась выше, чем у двенадцатикорпусных плугов другого производителя. Он объясняет это более высокой маневренностью на поле короткого плуга, который даже с тележкой поворачивает быстрее двенадцатикорпусных.
«Кроме того, простои из-за замены срезных болтов у Kverneland были реже, таким образом, эти орудия дольше находились в поле, – резюмирует он.
В «Пчелке» сравнить работу Kverneland RN не с чем – это первый опыт хозяйства по работе с плугами. И по приблизительным подсчетам Андрея Белозерова, производительность их составляет не менее 40 га в восьмичасовую смену (агрегатируются с трактором John Deere 8 серии).
В «Победе» Kverneland RN работали в связке с десятилетними тракторами Buhler 2375 (номинальная мощность 350л.с.) которые, по словам Алексея Суркова, требовали больше внимания и ремонтов, чем плуги. Расход на вспашке составил около 31 л/га, что, по мнению Суркова, в норме для тракторов с механической коробкой передач.
Агрегатирование происходило с помощью тележки-навески (универсальная тележка-переходник, разработанная Липецким заводом Kverneland для мощных тракторов, не имеющих трехточечной навески, специально под работу таких энергосредств с плугами).
«У нас были сомнения, что в таком исполнении, тележка плюс плуг на одном опорном колесе, устойчивость машины будет хороша, — сознается Алексей Сурков. – Однако в работе проблем не было, и когда оборачивается плуг в поле и на перегонах устойчивость отличная. Разброс в полосах держит хорошо. Единственное, что мы сделали – раздвинули колеса на тележке, для придания ей еще большей устойчивости».
По словам Алексея Суркова, работы в основном велись с установкой ширины захвата корпуса 40 см. И трактор тянул без нареканий, никаких проблем с перегрузками не было.
Как объясняет главный инженер «Энергомеры», при выборе плуга предпочтение отдали именно агрегатам с цельной рамой, так как усиленные нагрузки зачастую отрицательно сказываются на плугах с комбинированной рамой: соединительные болты не выдерживают нагрузок на разрыв и кручения (выламываются крепления и т.д.). «Цельная рама на плугах Kverneland показала себя достойно: нагрузки на кручение, переезды и прочее выдерживают без проблем», – констатирует Сурков.
С ним согласен Андрей Белозеров, который помимо устойчивости к нагрузкам отмечает высокое качество вспашки с перьевым отвалом и избавление от забивания плуга пожнивными остатками благодаря применению углоснимов.
Алексей Сурков также видит смысл в применении соломоотводов (углоснимы) при работе с почвой, на поверхности которой большое количество пожнивных остатков. В том числе после зерновых с высокой урожайностью, а, следовательно, с обильной соломистой массой. В «Победе» на полях после урожаев свыше 80 ц/га вспашка производилась без предплужников с соломоотводами. «Равномерность пахоты с отсутствием на поверхности пожнивных остатков была такая же, как с предплужниками», — замечает Алексей Сурков.
Главный инженер «Пчелки» доволен простотой конструкции и удобством настроек: «Все точки смазки для планового ТО плуга Kverneland RN в условиях хозяйства легко доступны».
Алексей Сурков обращает особое внимание на конструкцию регулировки положения плуга в борозде/вне борозды (on-land).
«Это отличительное преимущество конструкции плугов Kverneland, – считает он. – Механизм регулировки положения в борозде/вне борозды у большинства других плугов выглядит как рычаг («клешня»), где присутствуют шарнирные соединения, требующие обслуживания (смазки). Кроме того, в местах таких соединений со временем при переменных нагрузках появляется некий люфт биения и набивается «эллипс», что ухудшает работу механизма. Тогда как в плугах Kverneland RN данный механизм переключения представляет собой цельный элемент (балка, по которой двигается платформа). Что, во-первых, гораздо удобнее с точки зрения обслуживания, а во-вторых, нет дополнительных сложных деталей, потенциально быстрее изнашивающихся. Наши механизаторы имеют возможность сравнить, и их симпатии всецело на стороне такой конструкции».
Кстати, в этом году в «Победе» уходят от классической обработки почвы, переходя на no till. Плуги Kverneland, по словам Алексея Суркова, частично остаются в компании на «дежурном» положении, а частично переходят пахать в другое хозяйство холдинга – ООО «Добровольное». Причем, состояние их, как замечает Алексей Сурков, мало чем отличается от того, в котором они прибыли в «Победу» только что с завода.
«В качестве плугов Kverneland мы убедились, – заключает Алексей Сурков. – Теперь хотелось бы посмотреть и испытать решения этого производителя по работе с нулевой технологией. Например, щелевателями. А также мы планируем испытать разбрасыватели Kverneland с функцией компенсации разбрасывания (поправки) на ветер».